Уже через месяц на всех АЗС: "зимний" дизель в России может сильно подорожать?
Екатерина Максимова, Ирина Мишина
Президент Российского топливного союза (РТС) Евгения Аркуша накануне заявил, чтов России может возникнуть дефицит зимнего морозоустойчивого дизеля. Свой тревожный прогноз глава РТС объяснил тем, что производители топлива - нефтяные компании - начали экспортировать именно зимний дизель и в больших объемах. Чего ранее не было. Но это еще не все: биржевые цены из-за дефицита топлива уже “взбесились”.
Информацию о резком подорожании морозоустойчивого топлива “НИ” подтвердили сразу несколько участников рынка. Только за прошлую неделю биржевая цена зимнего дизельного топлива (далее - ДТз) выросла на 3-5 тыс рублей за тонну. К сегодняшнему дню в некоторых регионах РФ закупочная цена на дизель уже поднялась до 63-65 тыс рублей за тонну. Обычно разница между закупом и розницей составляла 2-2,5 рубля, а сейчас она резко увеличилась.
“На сегодняшний день разница биржевых цен между летним и зимним дизтопливом сложилась в диапазоне 10 рублей за литр. Такого не было даже в проблемные 2018-2019 годы. Это максимально высокие цены. Все это приведет к тому, что цены на частных АЗС будут значительно выше, чем у нефтяных компаний, либо просто замотают шланги»,- пояснил руководитель Алтайского топливного Союза Юрий Матвейко.
По его мнению, нефтяные компании, которые активно экспортируют ДТЗ, сейчас должны отнестись с пониманием к ситуации. И их первоочередная задача - обеспечить потребности внутреннего рынка, увеличить объемы продаж на бирже и только потом экспортировать продукт. Иначе впереди предстоит очень серьезное повышение розничных цен на дизтопливо. А это не только рядовые автомобилисты, но и огромный спектр оперативных, коммунальных и прочих служб, которые отвечают за жизнедеятельность регионов.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в беседе с корреспондентом “НИ” объяснил позицию РТС: “Нас волнует возможность, подчеркиваю, возможность, дефицита зимой морозостойких сортов зимнего дизеля. Это связано с тем, что те объемы, которые раньше использовали для замещения, они ушли с рынка. Раньше помогали так называемые средние дистилляты, а сейчас их практически нет на внутреннем рынке - они все уходят на экспорт. При этом производство непосредственно зимнего дизеля увеличилось”.
Глава РТС считает, что ситуацию можно исправить. Что для этого нужно сделать, он объяснил в интервью корреспонденту “НИ”.
-Если уже сейчас ДТз оптом закупается по цене 65 тыс рублей за тонну, то значит ли это, что на АЗС дизель зимой гарантированно будет стоит не менее 65 рублей за литр?
-Сейчас только начало закупочного процесса. И рост биржевых цен - пока это не показательно. С прошлой недели, дней десять назад только начали продавать зимние сорта. Действительно, биржевая цена в текущий момент выше, но на сегодняшний день, подчеркиваю, это не гарантирует увеличение розничной цены в таких объемах.
-То есть есть надежда, что к наступлению зимы разница между оптом и розницей может выйти на привычные 2-3 рубля, а не 10 рублей?
-Ну, я надеюсь, надеюсь.
-Что нужно срочно предпринять для этого?
-Надо закрыть экспорт зимнего дизеля и решить вопрос с поставками топлива из Белоруссии. Мне, кажется, это поможет.
-Массовое производство зимнего топлива традиционно начинается в октябре. Это этот месяц станет понятно очертание будущих зимних цен?
-Уже сейчас идет накопление и делаются запасы. Многие с сентября начинают запасаться морозостойкими сортами дизеля. Поэтому мы сейчас и предупреждаем, что может возникнуть такая ситуация, как дефицит зимнего топлива. И говорим о том, что необходимы какие-то предупредительные действия. Какие именно - сказал выше.
Добавлю, что у нас именно зимний дизель практически не экспортировался раньше. Это не был экспортно ориентированный продукт. Сейчас его производители продают за пределами России, потому что стало очень выгодно. И конечно, экспорт надо закрыть.
-А если нефтяные компании проигнорируют ситуацию, то каком объеме должен увеличится импорт белорусского топлива в Россию?
-Не могу уточнить. В тех объемах, которые необходимы, я бы так сказал. Они получают от нас нефть и они ее перерабатывают. Белоруссия всегда поставляла нам топливо, когда ей это было выгодно. Значит, надо сделать так, чтобы им было выгодно поставлять зимнее топливо в Россию.
-Вы верите, что зимой на АЗС мы не увидим 20% роста цен на ДТз?
-Да все будет нормально в конце концов. Все решения будут приняты. И по Белоруссии, и по экспорту.
Поразительно, но в России никто точно не знает - какова потребность страны именно в ДТз. Потребление оценивалось по уровню производства. Это, по данным Минэнерго, около 20 млн тонн зимнего дизеля в год. Но потреблялось, вероятно, чуть больше. Излишнее потребление покрывалось именно за счет средних дистиллятов, которые сейчас ушли на экспорт.
Координатор движения «Общество синих ведерок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов также считает, что паниковать рано. Он полагает, что с наступлением холодов проблем с ДТз в России все же не возникнет и экстраординарного сценария, скорее всего, удастся избежать.
“Во-первых, я считаю, что с зимним дизельным топливом никаких проблем быть не должно, потому что экспорт дизельного топлива регулируется государством. Сколько государство разрешило дизеля продать за границу, столько его и продадут, не создавая дефицит на внутреннем рынке. Во-вторых, зимний дизель не пользуется бешеным спросом в основных странах-импортерах, потому что там совсем низких температур зимой не бывает. Его вообще экспортируют из России меньше, чем обычной солярки”, - считает Шкуматов.
Он также высказал предположение, что если будут локальные дефициты, они очень быстро будут покрыты из резервов по зимнему дизельному топливу. “К тому же за счет регулирования экспорта правительство очень быстро, буквально за неделю, может насытить российский рынок дизельным топливом”, - резюмировал Шкуматов.
На вопрос “НИ” - почему уже сейчас цены на дизель стали подниматься - руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» ответил так: “Тут вопрос сложный. Дизельное топливо это не просто солярка. Дизельное топливо сейчас – это, по сути, сложный нефтепродукт, к которому огромное количество требований, прежде всего экологических. Дизельное топливо экологичного 5-го класса производить очень сложно. Если мы говорим про банальную солярку, ее производить гораздо проще и дешевле. А вот дизельное топливо экологичного 5 класса производят по более сложной технологии, чем бензин. Это не должно, конечно, давать радикальную разницу в ценах. Но тем не менее, дизельное топливо современного качества априори должно стоить дороже обычной солярки. Это мы уже видим по рынку топлива”.