Новогодняя акция!

Получи в подарок 20 литров

0

Российские нефтеперерабатывающие заводы под угрозой: слишком много иностранного оборудования

23 января 2024г.

«Лукойл» сообщил о проблемах на принадлежащем ему Нижегородском НПЗ. Работа одной технологической установки по изготовлению бензина остановлена минимум до весны. Причиной называют поломку купленного за рубежом компрессорного оборудования. Поставки комплектующих к нему из-за санкций невозможны. Эксперты говорят, что подобная ситуация может повториться и на других российских нефтеперерабатывающих заводах.

Российские нефтеперерабатывающие заводы под угрозой: слишком много иностранного оборудования

Экспорт бензина решили не ограничивать

Компания «Лукойл» 12 января сообщила об «инциденте на технологической установке» своего Нижегородского НПЗ (предприятие «Нижегороднефтеоргсинтез»). Работа установки была временно прекращена, подробностей компания не сообщила, пообещав лишь приложить все усилия для восстановления нормального производственного режима. Позднее «Коммерсант» сообщил, что авария произошла на одной из двух установок каталитического крекинга, которые обеспечивают производство бензина. Причиной аварии стала поломка компрессорного оборудования, приобретенного за рубежом.

«Нижегороднефтеоргсинтез» — один из крупнейших производителей бензина в России. В 2023 году завод в среднем производил 410 тыс. тонн бензина в месяц. Сломавшаяся установка каткрекинга была запущена в эксплуатацию в 2015 году. Инвестиции в проект тогда оценивали в $1 млрд.

Министерство энергетики РФ заявило, что «Лукойл» обещает устранить неполадки в минимально возможный срок (эксперты «Коммерсанта» говорят, что минимальной возможный срок» — до весны).

Правительство РФ в связи с аварией рассматривало возможность введения запрета на экспорт бензина Однако министерство энергетики позднее заявило, что необходимости в ограничении экспорта нет, так как нет предпосылок для роста розничных цен выше инфляции.

Высокая зависимость

Для российских нефтеперерабатывающих заводов после введения санкций Запада существенно выросли риски, связанные с использованием импортного оборудования. На начало 2022 года зависимость российской нефтепереработки от импорта составляла, по разным оценкам, 80-90%. В случае с катализаторами этот показатель доходил до 100%.

В марте 2022 Евросоюз, США и еще ряд стран ввели ограничения на поставки в Россию оборудования, технологий и катализаторов. Аналитический центр при правительстве РФ уже тогда предупреждал, что это чревато снижением эффективности российских НПЗ и срывом планов по их модернизации. Так, в докладе »Энергетические тренды» говорится, что из-за высокой зависимости от импортных катализаторов, также попавших под санкции, под угрозой модернизация 30 установок, которые должны были быть введены в эксплуатацию до 2027 года (их совокупная мощность должна была составить 28,6 млн тонн дизельного топлива и бензина в год).

Более того, санкции угрожали и текущему производству топлива класса «Евро 5» (минус 82 млн тонн бензина и «дизеля»).

«Еще в 2014 году было понятно, что надо переходить на оборудование собственного производства, — комментирует зампредседателя наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер», создатель телеграм-канала Oilfly Дмитрий Гусев. — Если бы тогда этому придали больше значения, сейчас вообще не было бы никаких проблем».

Впрочем, с начала 2022 года снижение показала только первичная переработка нефти. В исследовании компании «ОМТ-Консалт» отмечается, что за 2022 год первичная переработка снизилась год к году на 3%, до 271,7 млн тонн. Однако в 2023 г. ситуация начала выправляться, по итогам 10 месяцев прошлого года «первичка» составила 228,88 млн тонн, что на 1,9% выше показателей за аналогичный период 2022 г.

СПРАВКА

  • Автомобильных бензинов в 2022 году Россия произвела в общей сложности 42,54 млн тонн, что почти на 5% больше, чем в предшествующем году. За январь-октябрь 2023 г. было произведено 36,11 млн тонн (+2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.).
  • Таким образом, если судить по первым десяти месяцам прошлого года, динамика роста производства замедлилась, но в минус не ушла. При этом более чем вдвое выросла доля Аи-80 в общем объеме (с 0,7% до 1,5%), и незначительно увеличилась доля АИ-98/100 (с 1,4% до 1,5%).
  • Доля АИ-92 сократилась с 58,6% до 55,2%, АИ-95 — выросла с 39,4% до 41,8%. Выпуск дизтоплива по итогам 2022 г. вырос год к году почти на 6%, до 85,28 млн тонн.
  • За январь-октябрь 2023 г. рост производства составил 4%, до 73,03 млн тонн.

Китай поможет

Генеральный директор Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора («НААНС-Медиа») Тамара Сафонова, напоминает, что предприятия российской нефтепереработки, подписав соглашения о модернизации НПЗ, последовательно осуществляют инвестиции в углубление процессов и увеличение выходов светлых нефтепродуктов и нефтехимии.

«Результатом реализации программы модернизации уже в 2023 году стал рост объемов производства бензина и дизельного топлива в России, — указывает Сафонова. — При этом на государственном уровне с 2014 года ведется работа по ускорению импортозамещения технологий и оборудования, поддержку по поставке оборудования осуществляют также дружественные и нейтральные страны».

Но определить степень изношенности оборудования НПЗ и необходимости комплексной замены или элементов, по словам Сафоновой, возможно только на основании консолидации данных самих собственников оборудования.

Дмитрий Гусев подчеркивает, что на сегодняшний день основное оборудование для НПЗ Россия вполне способна производить самостоятельно. Например, установки для первичной переработки уже все отечественные.

«Со вторичной сложнее, и здесь, на мой взгляд, не стоит стремиться к 100%-му импортозамещению, — рассуждает эксперт. — Заместить, конечно, можно, но возникает вопрос экономической целесообразности и сроков. В этой ситуации может выручить промышленная кооперация, как это было во времена Варшавского договора, когда каждая страна-участница соглашения специализировалась на производстве конкретных товаров. В сфере нефтепереработки Россия сейчас вполне может кооперироваться с Китаем и Индией, однако это должно быть взаимовыгодное сотрудничество в точках соприкосновения, а не просто кооперация ради кооперации. Ну а на крайний случай всегда остаются параллельный импорт и промышленная разведка».

Старший эксперт Института энергетики и финансов Александр Титов говорит, что сложно дать точную оценку зависимости от импорта на сегодняшний день, но она остается высокой. При этом заказывать оборудование у российских производителей — не самый удобный вариант, так как это будет «штучный» заказ для каждого завода, и цена получится слишком высокой.

«Скорее всего, российские НПЗ будут идти по пути поиска аналогов на рынке Китая, — полагает эксперт. — С параллельным импортом может быть сложность, потому что это не массовый товар, и если какой-то условный «арабский» НПЗ закажет себе аналогичную установку, то потом будет сложно объяснить, куда она в действительности уехала. Там сложный контроль и запрет на реэкспорт».

 

Обратная сторона модернизации

Источник в отрасли рассказал Mashnews, что риски, связанные с оборудованием, особенно высоки сейчас для НПЗ, которые недавно модернизировались, так как на таких заводах установлены новые западные агрегаты и возможность замещения гораздо ниже, чем на более «старых» НПЗ. Однако в той или иной степени модернизацию проводили все нефтяные ВИНКи, и прогнозировать, где именно может произойти очередная поломка, сложно.

«Ситуации, подобные инциденту с НПЗ „Лукойла“, — это форс-мажор, — указывает Дмитрий Гусев. — В любом случае, такие вопросы решаются в максимально сжатые сроки (как, думаю, будет и с Нижегородским НПЗ), а нехватка топлива России не грозит: сейчас приоритет отдается внутреннему рынку, который российские нефтепереработчики вполне способны обеспечить».

 

Снижение переработки неизбежно

Учитывая «зеленую» повестку, предполагающую снижение глобального спроса на топливо углеводородного происхождения, «НААНС-медиа» рассматривает три сценария. Оптимистичный, в соответствии с которым к 2050 году нефтепереработка в России снизится на 14% от уровня 2022 года, базовый, предполагающий снижение на 29%, и пессимистичный, согласно которому переработка нефти в РФ сократится к 2050 году на 41%.

«Принимая во внимание прогнозные показатели «НААНС-медиа», целесообразно провести инвентаризацию выходных параметров программы модернизации НПЗ (включая анализ запланированных инвестиций) и оценку сопоставимости с прогнозом спроса на моторное топливо на внутреннем и внешнем рынках для определения востребованности и целесообразности указанных инвестиций и возможных вариантов развития отрасли», — полагает Тамара Сафонова.
Источник
Другие новости
Мы используем cookie-файлы
Согласен