Если раньше дефицит бензина наблюдался лишь в нескольких регионах, то теперь проблема приобретает масштабный характер. Более 10 субъектов РФ сообщают об этом как о факте. Многие заправки, преимущественно, независимые, вынуждены закрываться. А на каких-то бензина 92 и 95 марок нет неделями.
Как сообщают «Известия», первыми перебои в поставках топлива почувствовали Приморье и другие регионы Дальнего Востока и Саратовская область. Теперь же о дефиците сообщают в Нижегородской, Ростовской, Рязанской областях и в Крыму. Некоторые НПЗ не отгружают 92-й и 95-й бензины уже несколько недель.
Случаи локального дефицита бензина были зафиксированы в более 10 субъектах РФ, отметили в Независимом топливном союзе (НТС).
На российском рынке топлива, действительно, наблюдаются определенные сложности. В первую очередь сейчас это нехватка высокооктановых бензинов, которая обусловлена системным дисбалансом между производственными возможностями и существующим спросом, фактором сезонности и рядом иных причин. Поступает информация о перебоях с поставками на АЗС в ряде регионов, что может приводить в том числе к закрытию заправок, — сказал изданию президент НТС Павел Баженов.
А управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина рассказала, что уже несколько недель некоторые заправочные станции не могут получить отгрузок с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), в результате вынуждены работать «от бензовоза до бензовоза».
Изначально проблема нехватки топлива носила локальный характер, но теперь можно говорить о том, что география расширяется: все больше регионов России сталкиваются с дефицитом, — отметил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев.
Участники рынка говорят, что от дефицита бензина страдают в первую очередь независимые заправки: у них нет собственных добывающих мощностей и хранилищ, как у вертикально-интегрированных нефтяных компаний, лишь хранилища небольшого объема. Кроме того, они вынуждены покупать топливо на бирже, где цены постоянно растут, лишая сети минимальной маржи. Так, 3 сентября стоимость 95-го бензина на бирже достигла исторического максимума — 82,3 тыс. руб. за тонну с поставкой в европейскую часть России. 9 сентября АИ-95 торговался по 79 тыс., АИ-92 — по 71,8 тыс. руб.
Напомним, в России действует временный запрет на экспорт бензина для производителей нефтепродуктов, но он не помогает решить проблему дефицита на внутреннем рынке.
Среди причин перебоев с поставками бензина называются сезонный фактор (в пик отпусков и сельхозработ потребление топлива растет), а также выход из строя ряда НПЗ, пострадавших от атак БПЛА.
Дефицит топлива в регионах России имеет комплексные причины. Сезонное повышение спроса — отпускной период и сельхозработы — действительно добавило давления на рынок, однако дополнительным фактором стали и атаки на российские нефтеперерабатывающие заводы, — считает топ-менеджер в области финансовых коммуникаций Андрей Лобода.
Как ранее писал DK.RU, в большинстве европейских стран стоимость бензина зависит от мировых цен. Но не в России — даже если нефть на биржах падает, наш бензин продолжает дорожать.
Аналитики РИА Новости подсчитали стоимость бензина в 32 европейских странах и выяснили, где топливо самое доступное и где его можно больше купить на среднемесячную зарплату.
Лидером рейтинга стал Люксембург, его жители могут купить на среднюю зарплату более 2,8 тыс. литров бензина. Далее следует Великобритания — 2,5 тыс. литров. Замыкают пятерку стран с самым доступным топливом Норвегия, Австрия и Ирландия — более 2,2 тыс. литров бензина.
Россия заняла 15-е место, между Испанией и Казахстаном. На среднюю российскую зарплату можно купить 1360 литров 95-го бензина.
Отмечается, что в первой половине года цены на бензин в Европе преимущественно снижались, они росли лишь в январе и июне, когда из-за обострения конфликта на Ближнем Востоке мировые цены на нефть резко выросли. Но когда случился откат, розничные цены на топливо также снизились. Так, за полгода в Норвегии бензин подешевел на 8,7%, в Швеции — на 8%, Венгрии — на 5,4%. Этот механизм работает практически во всех странах Европы, и лишь в России, Белоруссии и Казахстане стоимость бензина растет, невзирая на мировые тренды.
Объясняется это тем, что инфляция в странах ЕС практически побеждена, а в России и у ее ближайших соседей инфляционные процессы достаточно сильны.
Как писал DK.RU, розничные торговцы постоянно сетуют на то, что вынуждены продавать бензин и дизель значительно ниже себестоимости, от чего их убытки растут. Особенно убыточны продажи АИ-95, на который приходится около 60% спроса.