Российский топливный союз (РТС) официально предложил вице-премьеру Александру Новаку отказаться от многолетней практики искусственного сдерживания цен на бензин. По словам участников рынка, вся розничная торговля топливом сейчас работает в убыток.
«Весь розничный ретейл на сегодня работает с отрицательной маржей. И нефтяные компании, и независимые. Мы предлагаем прекратить сдерживать розничные цены на бензин в рамках потребительской инфляции», — заявил глава РТС Евгений Аркуша изданию «Новые Известия».
Предприятия жалуются, что официальный индекс инфляции от Росстата не учитывает реальные затраты бизнеса: выплаты по кредитам, стоимость нового оборудования, растущие тарифы на перевозку по железной дороге и затраты на зарплаты. При этом нагрузка на компании только растет: акцизы выросли на 13,5%, увеличился налог на прибыль, а высокие ставки Центробанка сделали кредиты неподъемными.
РТС предлагает создать для автозаправок специальный индекс, который будет точнее отражать их расходы.
«Мы не хотим изменить коэффициент инфляции ни в коем случае. Просим лишь актуализировать данные», — пояснил Аркуша. На вопрос, насколько в результате могут подорожать бензин, он ответить отказался: «На эти вопросы я точно не отвечаю. Как будет, так и будет».
Правительство уже передало этот вопрос на рассмотрение министерствам. Вердикт от Минэка, Минфина и Минэнерго ожидается до 25 сентября.
Параллельно кабмин идет навстречу крупным нефтяным компаниям. Чтобы компенсировать их потери, планируется повысить порог для выплат так называемого демпфера. Теперь компании смогут продавать бензин на бирже на 20% дороже, а дизель — на 30%, не теряя государственных выплат. По мнению экспертов, это также законно разрешит поднять биржевые цены, что в итоге ударит по карману автовладельцев.
Главной причиной кризиса называют постоянные атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы. Только за август–сентябрь ударам подверглись НПЗ в Самарской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае. Из-за этого производство бензина и дизеля в стране уже сократилось на 17%.
В итоге с начала года оптовые цены на бензин на Петербургской бирже взлетели почти на 50%. По словам участников рынка, продавать топливо на заправках по нынешним ценам без убытков уже невозможно. Владельцам более 55 миллионов автомобилей в России стоит готовиться к новому, более дорогому, этапу на топливном рынке.
Что в Челябинске?
Стоимость топлива в Челябинской области продолжает демонстрировать восходящий тренд, если рассматривать изменения в долгосрочной перспективе. За три года цены на все виды горючего существенно выросли.
На текущий момент лидером по цене остается бензин АИ-98, который сейчас продается в среднем за 82,27 рубля за литр. Однако самым большим скачком за три года также отличился именно этот вид топлива: его цена увеличилась на 22,13 рубля, что эквивалентно росту на 36,8%.
Обычный бензин АИ-95 сейчас обходится автовладельцам в 61,15 рубля. За три года он подорожал на 13,42 рубля, или на 28,12%. Бензин АИ-92, который часто считается самым популярным, прибавил в цене 12,12 рубля (27,73%) и сейчас стоит 55,82 рубля.
Дизельное топливо, несмотря на относительно небольшой рост за последние три месяца (всего 5 копеек), за три года стало дороже на 15,97 рубля, а его рост в процентах составил 29,52%. На сегодня его цена составляет 70,06 рубля.
Если же смотреть на краткосрочную перспективу, то за последние три месяца наиболее заметно подорожали марки бензина АИ-92 и АИ-95 — более чем на 2 рубля. Цена на АИ-98 и дизель за тот же период изменилась незначительно.
Почему если дорожает бензин, то дорожает все?
Основная причина: бензин — это кровь современной экономики. Он нужен для перевозки абсолютно всех товаров.
Когда дорожает бензин, это запускает цепную реакцию:
-
Растут расходы на логистику. Доставка товаров в магазины (от продуктов до одежды и техники) становится дороже. Эти необходимые затраты производители и магазины закладывают в конечную цену.
-
Дорожает производство. Бензин и дизель нужны для работы сельскохозяйственной и строительной техники, генераторов на заводах. Это увеличивает себестоимость продуктов питания, стройматериалов и других товаров.
-
Растут цены на услуги. Любые услуги, связанные с транспортом (такси, курьеры, коммунальные службы), также повышают тарифы, чтобы покрыть возросшие затраты на топливо.
В итоге, рост цены на бензин действует как налог на всю экономику, провоцируя общий рост цен (инфляцию), потому что топливо является универсальным и критически важным ресурсом.
