Бензин по осени считают. Экстренные меры сдвинули цены на заправках лишь на считаные копейки
Решение о полном запрете экспорта нефтепродуктов расценивалось как максимально жесткий и эффективный шаг по преодолению топливного кризиса в стране. Спустя пару недель отраслевые эксперты говорят о его невероятном успехе, а простые автомобилисты не могут взять в толк — в чем он заключается. Им говорят: надо подождать.
Перед оглашением судьбоносного постановления правительства от 21 сентября о запрете на экспорт по рынку ходили самые разные версии шагов властей, чтобы прекратить жесткий дефицит топлива. Его не ощущали жители больших городов, зато сполна чувствовали аграрии: в самый разгар уборочной и озимой посевной тракторы и комбайны было нечем заправлять. Битва за урожай, которую буквально объявил глава профильного министерства Дмитрий Патрушев, явно свидетельствовала:
Среди основных версий было квотирование экспорта, запрет для всех, кроме владельцев НПЗ, кратный рост экспортных пошлин и другие меры, в основном экономического характера. Однако принятое решение превзошло все ожидания — запрет всем на все и везде (за некоторыми, впрочем, исключениями, например для долгосрочных контрактов). Под горячую руку борьбы со спекулянтами попали и госкорпорации, и партнеры из относительно дружественных стран, и даже квазиотечественный танкерный флот, который также генерировал сверхприбыли в последнее время.
Шага жестче придумать было нельзя — дальше фантазии описывали лишь прямые посадки. Своего рода ядерная бомба для топливного рынка, сама идея которой — в выжигании всего живого на огромных площадях, без разбора правых и виноватых, праведников и грешников.
В реальности эффект оказался довольно скромным, а главное — весьма краткосрочным. Да, цены на бирже в опте, к примеру, на дизтопливо обрушились всего за один день, 21 сентября, на 10 тыс. рублей за тонну (минус примерно 13%). Цены на бензин начали плавно снижаться еще на волне ожидания потрясений — с 18 сентября, и к «дню Х» показали итоговое снижение на те же 10 тысяч за тонну.
На этом все и закончилось. Котировки на бирже бензина с поставкой в Петербург в четверг, 5 октября, оказались примерно на том же уровне, что и две недели назад, и даже начали потихоньку отрастать. Дизель опустился еще на пару тысяч, но каждый день теперь вновь прибавляет в цене по 200–400 рублей за тонну.
«Эффект был очень явный и немедленный, — оценивает решение правительства замдиректора топливной компании «Гэйнфун» Анастасия Бунина. — Это сразу же ослабило давление на розничные цены». Одновременно на бирже появились дополнительные объемы: для поставок в Петербург там за первую неделю октября было продано рекордное за год количество дизтоплива (в среднем 27,9 тыс. тонн в день). И это без учета старта торгов со 2 октября межсезонным и зимним сортами дизеля. Они добавили к объемам еще более 15 тысяч тонн. Однако, несмотря на относительное насыщение предложения, ни о каком снижении цен речи на этой неделе уже не шло.
Более того, котировки межсезонного и зимнего дизтоплива дали почву для размышления о будущих ценах и на заправках. Если сейчас в переводе с тысяч рублей за тонну на рубли за литр дизель обходится мелкому опту и рознице на бирже не менее чем в 52,49 рубля (при средних розничных по городу 62,98), то межсезонное топливо, которое, судя по прогнозам, понадобится на АЗС уже через считанные недели, стоит на бирже 57,18 рубля. А зимнее — и вовсе почти 64 рубля. Напомним, летнее дизтопливо имеет температуру застывания -5 °С. Предел межсезонного — -20 °С, но обычно в конце ноября-декабре, чтобы не рисковать, почти все АЗС переходят уже на зимнее (до -35 °С).
Анастасия Бунина считает, что процесс перехода на межсезонный дизель вряд ли приведет к росту цен в рознице — у нее еще будет запас рентабельности. Однако ни о каком снижении цен, на которое могли бы надеяться автомобилисты, слушая победные реляции чиновников, разумеется, можно не мечтать.
О неопределенности на рынке и даже о некоем смятении в умах тех, кто сейчас принимает решения о следующих шагах по обузданию топливного кризиса, говорит и Евгений Аркуша, глава Российского топливного союза. Он не берется сейчас оценивать итоги запрета экспорта нефтепродуктов двухнедельной давности и предлагает дождаться следующих решений чиновников. Потому что уже сейчас речь зашла о необходимости ослабления этого запрета, а значит, есть предпосылки к отскоку оптовых цен. Стоит отметить, что, поскольку основными акторами на рынке являются госкомпании, и они же, видимо, станут бенефициарами послаблений, говорить о продолжении эффекта от запрета, по крайней мере с экономической точки зрения, уже не приходится.
Еще одним важным фактором влияния на розничные цены может стать отказ правительства от практики так называемого демпфера. До сих пор этот механизм позволял держать цены на бензин в стране вдвое-втрое ниже, чем в Европе, ведь при повышении цен на мировом рынке нефтяники получали выплаты из бюджета за продажи внутри страны. В начале сентября, когда на российской бирже фиксировались рекордно высокие цены, чиновники объявили о намерении сократить вдвое заложенные в правилах расчета демпфера цифры (ввести коэффициент 0,5). Но и без этого котировки на бирже указывали на то, что никаких выплат может не быть вовсе, говорил еще в конце сентября Евгений Аркуша.
Поэтому публикация минфином данных о размере демпферных выплат в сентябре привела многих наблюдателей в недоумение. Их размер оказался рекордным в этом году — 298,7 млрд рублей. Для сравнения: в июне, когда цены на бензин в опте были на 10 рублей за литр ниже, чем в сентябре, размер этих выплат составил 76,8 миллиарда.
Однако идея об отмене демпфера витает в умах. Павел Баженов, президент «Независимого топливного союза», говорит, что это уже устаревший и очень неэффективный инструмент, к тому же носящий дискриминационный характер, ведь его получают только нефтяные компании, а независимые трейдеры — нет. Куда эффективнее, по его словам, было бы введение выплат в рамках биржевой торговли: продал дешевле, чем за границей, — получи премию.
Но как в случае снижения демпферных выплат, или, тем более, отказа он них, удастся сдерживать внутренние розничные цены — совершенно непонятно. Анастасия Бунина сумела припомнить лишь один случай, когда бензин реально подешевел, — это было в 2018 году после грозного окрика Владимира Путина.
Сейчас интонация принципиально другая: «Вроде как снижение наблюдается на бирже, а за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 [стоил] 51,6 руб., до 21-го числа был 49,7 — то есть цена-то растет в розницу. Меры приняты, а цены растут», — сказал президент в конце сентября на профильном совещании.
На следующей неделе Росстат отчитался: АИ-95 подешевел на 0,4%, дизтопливо — на 0,1%.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру».