Новогодняя акция!

Получи в подарок 20 литров

0

Алтайские депутаты отказались одобрять законопроект о фиксации цен на топливо

30 октября 2023г.

По их мнению, фиксация только розничных цен – это нерыночное решение, которое может убить целую отрасль независимых АЗС

Алтайские депутаты отказались одобрять законопроект о фиксации цен на топливо

Депутаты краевого заксобрания (АКЗС) отказались на сессии 26 октября одобрять два законопроекта Госдумы, которые предлагают закрепить за Правительством РФ право устанавливать розничные цены на бензин и дизтопливо. По их мнению, такой «лобовой» механизм, вводящий ограничение именно в такой формулировке, поставит под угрозу работу целой отрасли.

Проекты федеральных законов постоянно присылают в парламенты регионов, чтобы узнать мнения местных депутатов. АКЗС также регулярно направляет отзывы по пакетам законопроектов. Но в этот раз по двум из них прошло отдельное голосование.

Речь идет о двух очень похожих по смыслу документах, внесенных в Госдуму депутатами от фракций ЛДПР и «Справедливая Россия». Оба они фактически предлагают дать Правительству России право устанавливать предельно допустимые розничные цены на бензин и дизельное топливо – те, выше которых заправки не смогут поставить.

Причиной возникновения этих проектов стала недавняя ситуация на топливном рынке, когда резко выросли оптовые, а вслед за ними и розничные цены на топливо. По мнению разработчиков, существующие механизмы сдерживания «не дают для конечного потребителя видимых результатов».

«В таких условиях введение механизма предельно допустимых розничных цен <…> на конечном этапе оборота данных видов топлива представляется обоснованным и оправданным в целях защиты экономических интересов граждан», – говорится в пояснительной записке.

Тему развил лидер фракции «СР» в алтайском парламенте Александр Молотов:

«Вы все видели, что происходило на рынке осенью, когда из-за спекуляционных действий поставщиков цены взметнулись вверх, страдали сельхозпроизводители, промышленники. Понадобилось вмешательство президента, чтобы ситуация восстановилась, и то не до конца».

Однако профильный комитет АКЗС выступил с инициативой дать отрицательное заключение на законопроекты. А депутат Юрий Матвейко, который также является вице-президентом Российского топливного союза, объяснил, что основная проблема и причина кризиса, который возник летом – осенью 2023 года, состояла не в розничной стоимости как таковой, а в диспаритете между оптовыми и розничными ценами и ценовой политике ведущих нефтяных компаний:

«Просто сказать „нельзя“ – не самое верное решение. В законопроекте нет ни слова об оптовых ценах на топливо, которые определяются на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. А на протяжении последних четырех месяцев они были значительно выше, чем розничные цены на АЗС тех нефтяных компаний, которые торгуются на той же бирже. Поэтому это решение [ограничивать только розничные цены] непродуманное. Я не говорю, что не нужно рассматривать эти законопроекты в принципе. Но впишите туда слова «оптовые» или «биржевые» – и все встанет на свои места».

По мнению Матвейко, решение просто ограничивать розничные цены на топливо без учета того, по какой стоимости оно закупается в опте, может поставить под удар целую отрасль независимых АЗС, а их 15 тысяч из 22 тысяч в России, «и на них работают тысячи человек». В Алтайском крае их также две трети от общего числа, рассказывал ранее Матвейко «Толку».

«И одним решением – подчеркиваю, нерыночным – мы можем эту отрасль просто убить», – добавил он на сессии.

В результате депутаты проголосовали за отказ в одобрении этих законопроектов.

Напомним, еще в начале лета независимые АЗС края начали бить тревогу: оптовые цены на бензин и дизтопливо, которые продают в основном «Роснефть» и «Газпромнефть», стали резко расти. При этом на заправках этих компаний, то есть в рознице, ценник долгое время сохранялся прежним. Это не позволяло и независимым заправкам повышать цены – иначе они стали бы неконкурентоспособными. К концу лета и в сентябре эта же проблема коснулась дизтоплива.

Основными причинами называли, во-первых, удорожание доллара – производителям топлива стало выгоднее продавать продукцию за рубеж, и огромные потоки, в том числе по серым схемам, потекли за границу, создав дефицит на внутреннем. Это сразу подстегнуло рост цен.

Кроме того, государство еще весной заявило о снижении, а затем и возможной отмене механизма демпфера, когда нефтяным компаниям возмещали разницу между внутренней и экспортной ценой для сохранения объемов топлива на российском рынке. В 2022 году это было 2 трлн рублей. В январе – августе 2023 года – 838,9 млрд, писал «Интерфакс». Нефтяники отреагировали.

В ситуацию пришлось вмешиваться президенту. В стране ввели ограничения на экспорт топлива. А с 1 октября изменениями в законодательство могут вернуть и полные (прежние) выплаты по демпферу, писал ТАСС.

Источник

Другие новости
Мы используем cookie-файлы
Согласен