Алтайские депутаты отказались одобрять законопроект о фиксации цен на топливо
По их мнению, фиксация только розничных цен – это нерыночное решение, которое может убить целую отрасль независимых АЗС
Депутаты краевого заксобрания (АКЗС) отказались на сессии 26 октября одобрять два законопроекта Госдумы, которые предлагают закрепить за Правительством РФ право устанавливать розничные цены на бензин и дизтопливо. По их мнению, такой «лобовой» механизм, вводящий ограничение именно в такой формулировке, поставит под угрозу работу целой отрасли.
Проекты федеральных законов постоянно присылают в парламенты регионов, чтобы узнать мнения местных депутатов. АКЗС также регулярно направляет отзывы по пакетам законопроектов. Но в этот раз по двум из них прошло отдельное голосование.
Речь идет о двух очень похожих по смыслу документах, внесенных в Госдуму депутатами от фракций ЛДПР и «Справедливая Россия». Оба они фактически предлагают дать Правительству России право устанавливать предельно допустимые розничные цены на бензин и дизельное топливо – те, выше которых заправки не смогут поставить.
Причиной возникновения этих проектов стала недавняя ситуация на топливном рынке, когда резко выросли оптовые, а вслед за ними и розничные цены на топливо. По мнению разработчиков, существующие механизмы сдерживания «не дают для конечного потребителя видимых результатов».
«В таких условиях введение механизма предельно допустимых розничных цен <…> на конечном этапе оборота данных видов топлива представляется обоснованным и оправданным в целях защиты экономических интересов граждан», – говорится в пояснительной записке.
Тему развил лидер фракции «СР» в алтайском парламенте Александр Молотов:
«Вы все видели, что происходило на рынке осенью, когда из-за спекуляционных действий поставщиков цены взметнулись вверх, страдали сельхозпроизводители, промышленники. Понадобилось вмешательство президента, чтобы ситуация восстановилась, и то не до конца».
Однако профильный комитет АКЗС выступил с инициативой дать отрицательное заключение на законопроекты. А депутат Юрий Матвейко, который также является вице-президентом Российского топливного союза, объяснил, что основная проблема и причина кризиса, который возник летом – осенью 2023 года, состояла не в розничной стоимости как таковой, а в диспаритете между оптовыми и розничными ценами и ценовой политике ведущих нефтяных компаний:
«Просто сказать „нельзя“ – не самое верное решение. В законопроекте нет ни слова об оптовых ценах на топливо, которые определяются на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. А на протяжении последних четырех месяцев они были значительно выше, чем розничные цены на АЗС тех нефтяных компаний, которые торгуются на той же бирже. Поэтому это решение [ограничивать только розничные цены] непродуманное. Я не говорю, что не нужно рассматривать эти законопроекты в принципе. Но впишите туда слова «оптовые» или «биржевые» – и все встанет на свои места».
По мнению Матвейко, решение просто ограничивать розничные цены на топливо без учета того, по какой стоимости оно закупается в опте, может поставить под удар целую отрасль независимых АЗС, а их 15 тысяч из 22 тысяч в России, «и на них работают тысячи человек». В Алтайском крае их также две трети от общего числа, рассказывал ранее Матвейко «Толку».
«И одним решением – подчеркиваю, нерыночным – мы можем эту отрасль просто убить», – добавил он на сессии.
В результате депутаты проголосовали за отказ в одобрении этих законопроектов.
Напомним, еще в начале лета независимые АЗС края начали бить тревогу: оптовые цены на бензин и дизтопливо, которые продают в основном «Роснефть» и «Газпромнефть», стали резко расти. При этом на заправках этих компаний, то есть в рознице, ценник долгое время сохранялся прежним. Это не позволяло и независимым заправкам повышать цены – иначе они стали бы неконкурентоспособными. К концу лета и в сентябре эта же проблема коснулась дизтоплива.
Основными причинами называли, во-первых, удорожание доллара – производителям топлива стало выгоднее продавать продукцию за рубеж, и огромные потоки, в том числе по серым схемам, потекли за границу, создав дефицит на внутреннем. Это сразу подстегнуло рост цен.
Кроме того, государство еще весной заявило о снижении, а затем и возможной отмене механизма демпфера, когда нефтяным компаниям возмещали разницу между внутренней и экспортной ценой для сохранения объемов топлива на российском рынке. В 2022 году это было 2 трлн рублей. В январе – августе 2023 года – 838,9 млрд, писал «Интерфакс». Нефтяники отреагировали.
В ситуацию пришлось вмешиваться президенту. В стране ввели ограничения на экспорт топлива. А с 1 октября изменениями в законодательство могут вернуть и полные (прежние) выплаты по демпферу, писал ТАСС.